Распечатать страницу

Школьный травматизм: консультация юриста

Организовать и комфортные, и безопасные для детей условия обучения – одна из важнейших задач школы. Однако если по тем или иным причинам ребенку причинен вред, возникающий конфликт должен решаться с учетом законодательных норм. Знание их небесполезно для любого учителя, поскольку с такой ситуацией может столкнуться каждый.

А.А. Вавилова,
юрист, эксперт информационного центра "Ресурсы образования"

Не всегда обучение ребенка в школе происходит без конфликтов с родителями, без ущерба для психики ребенка. Случаются также и инциденты, которые наносят вред здоровью обучающегося.

В нашу редакцию поступило письмо от читателя с просьбой прокомментировать описанную в нем ситуацию и ответить на поставленные вопросы. Приводим фрагменты данного письма (вся персональная информация изменена), комментарии к событиям с правовой точки зрения и рекомендации юриста родителям ребенка. Также приведены рекомендации, которые дал бы юрист учителю и администрации школы, если бы они поинтересовались, какова оптимальная линия поведения в данном случае.

В самом начале 2007/2008 учебного года в гимназии г. Москвы мой сын Павлик на перемене разговаривал с девочкой у дверей кабинета. В это время бежал одноклассник и с такой силой толкнул Павлика (позвал его в игру таким образом), что он упал и ударился затылком о металлическую перекладину скамьи, которая стояла в коридоре.

После уроков мы с сыном пришли домой, и уже дома он пожаловался мне на сильную головную боль, рассказав о том, что произошло (со слов ребенка: потерял сознание на некоторое время, а после того, как очнулся, – кружилась голова и подташнивало).

Я выяснила, что никто из взрослых не видел произошедшего, а к началу урока сын перестал плакать и ничего не сказал учителю, чтобы в глазах ребят не выглядеть "слабаком"…

Рекомендации родителям учащегося

В данной ситуации имеет место нарушение администрацией гимназии своих обязанностей по обеспечению безопасности ребенка. Дети должны находиться под присмотром взрослых, будь то перемена или урок. На этажах должны быть дежурные педагоги, за детьми должны следить. Под надзором педагога дети не должны бегать, толкаться, совершать иные опасные для жизни и здоровья действия. Учитывая, что ребенок, по его словам, успел потерять сознание и прийти в себя, причем никто из взрослых этого не заметил, нарушение организации надзора за детьми было грубым. Можно было бы предположить, что дежурный педагог отвернулся на пару секунд и не видел, как ребенок побежал и толкнул другого, т. е. не увидел нарушения, либо видел, но на его требование одноклассник Павлика не среагировал, а педагог физически не мог предотвратить опасные действия, не успевал. Но если никто не только не видел, как дети бегают по коридору, толкают друг друга, но и то, как ребенок упал, ударился, некоторое время пролежал в коридоре, потом встал, шатаясь с "кружащейся головой" – это, очевидно, свидетельствует лишь о том, что школа грубо нарушила свои обязанности, оставив детей без присмотра на достаточно длительное время.

Учитывая, что ребенку был причинен вред, мы рекомендовали бы родителям изложить все эти обстоятельства (с указанием на то, что это свидетельствует об отсутствии надзора) в соответствующих исках, жалобах, обращениях (см. ниже).

Рекомендации учителю и администрации школы

Изначально в гимназии должен существовать тот или иной способ надзора за детьми в течение перемены. Например, часто составляется график дежурств педагогов в коридорах, теоретически в начальной школе возможно возложить обязанность следить за классом во время перемен на классного руководителя. Ответственный педагог должен уведомлять администрацию о всяких нештатных ситуациях немедленно. Эту обязанность следовало бы предварительно закреплять в трудовых договорах, должностных инструкциях, правилах внутреннего трудового распорядка, иных документах, а график дежурств – доводить под расписку до всех педагогов и т. п.

В случае, если все это было бы сделано и педагог присутствовал в коридоре, он либо предотвратил бы несчастный случай, либо постарался бы это сделать (но не смог – например, не успел добежать, притом что одноклассник Павлика его не послушался). Во втором случае он мог бы немедленно уведомить администрацию, комиссия по расследованию несчастного случая зафиксировала бы, что педагог был на своем месте и невиновен в случившемся. А значит, и гимназия не понесла бы ответственности за причиненный вред.

…Уснуть в этот вечер ребенок смог только в полусидячем положении, и с утра (06.09.2007) мы обратились к педиатру, который, осмотрев нас, направил в травмпункт к травматологу (были сделаны снимки). Затем мы обратились в детскую поликлинику по месту жительства к неврологу. Им был поставлен диагноз: не исключается наличие черепно-мозговой травмы, сотрясения головного мозга. Было дано направление в стационар (лечились дома).

Я позвонила учителю, рассказала о том, что произошло в школе, а также что сын будет находиться дома и принимать лекарства по предписанию врача…

Рекомендации учителю и администрации школы

В данный момент учитель должен был немедленно уведомить о случившемся администрацию, которая обязана была создать комиссию по расследованию несчастного случая; в трехдневный срок – составлен акт о расследовании. Выполни это учитель и администрация – одним нарушением у гимназии было бы меньше.

…Ребенок прошел курс лечения, который продолжался до 20 сентября 2007 г. включительно, состояние было удовлетворительным (я высказала опасения, что ребенок отстанет по программе), и врач выписал сына на занятия (диагноз: черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга).

10 сентября 2007 г. ребенку были проведены диагностические исследования, а также получена консультация профессора С., который сказал также, что головные боли могут прекратиться с переходным возрастом, а могут и остаться.

Посещая школу, ребенок опять стал жаловаться на сильные головные боли практически ежедневно. После чего мы снова обратились к неврологу (04.10.2007), который сделал вывод, что ребенок не восстановился и порекомендовал перейти на индивидуальное обучение на первую и вторую четверть 2007 г., чтобы облегчить нагрузку.

Я пошла в школу, чтобы обсудить с заместителем директора предполагаемую нагрузку, программу и время занятий. Оказалось, что заместитель директора не знала о причине отсутствия Павлика в школе и была очень удивлена полученной информацией (классный руководитель не известила о причине болезни ребенка)…

Рекомендации родителям учащегося

Все это следует описать в соответствующих исках, жалобах. Следует также отметить тот факт, что учитель скрывает такую информацию от администрации и что администрация, даже выяснив, что учитель не поставил ее в известность, не предприняла никаких мер к учителю. Это подтверждает халатное отношение администрации к организации надзора за детьми, ее незаинтересованность в создании безопасных условий учебы для детей, попустительство к нарушениям должностных обязанностей со стороны учителей.

Рекомендации учителю и администрации школы

В данный момент заместитель директора должен был немедленно уведомить о случившемся директора гимназии. Учителю за недоведение такой информации могло бы быть вынесено замечание или выговор (с соблюдением процедуры вынесения дисциплинарных взысканий, а также если в соответствии с локальными документами гимназии неуведомление является дисциплинарным проступком). После этого немедленно должна была быть создана комиссия по расследованию несчастного случая и в трехдневный срок составлен акт. Тогда еще одним нарушением у гимназии было бы меньше.

…Справка об индивидуальном обучении была получена от заведующей поликлиникой на 2007/2008 учебный год и предоставлена в школу. Диагноз в справке о домашнем обучении: последствия менингококковой инфекции, черепно-мозговой травмы, церебрастенический синдром, вегетососудистая дистония смешанного генеза…

Рекомендации родителям учащегося

С таким диагнозом, скорее всего, в суде придется отдельно решать вопрос о том, явились все эти последствия результатом травмы или все же менингококковой инфекции. Надо быть готовыми представить доказательства, что инфекция не играла ведущей роли и, если бы не полученная в связи с халатностью педагогов травма, ребенок мог бы учиться все это время. Такими доказательствами могут быть иные справки, мнения специалистов-экспертов и т. п. В противном случае (если суд посчитает, что все это произошло из-за инфекции, а не из-за травмы) претензии к администрации школы по поводу несчастного случая сокращаются (можно лишь говорить о моральном вреде и о вреде, непосредственно причиненном падением (но не всем заболеванием), а также о неисполнении обязанностей по расследованию несчастных случаев).

…С заместителем директора по работе с детьми мы договорились, что по истечении первого полугодия, если состояние здоровья Павлика улучшится, во втором полугодии он вернется в класс. Мною было написано заявление на имя директора школы о переводе ребенка на индивидуальное обучение…

Рекомендации родителям учащегося

В данной ситуации в заявлении надо было бы указать, что оно пишется о переводе ребенка на домашнее обучение лишь на первое полугодие учебного года. В случае, если бы здоровье не улучшилось, можно было бы написать второе заявление (либо даже указать в первом, что в такой ситуации родители напишут заявление на следующее полугодие).

…По поводу программы заместитель директора сказала, что подобный вид обучения включает основные предметы (чтение, математика, русский язык) и 8 академических часов в неделю. Кроме этих предметов в классе изучаются: окружающий мир, риторика, информатика, иностранный язык (французский), физкультура, музыка, труд.

С октября по декабрь сын посещал школу три раза в неделю по два астрономических часа в день. Учитель не была заинтересована в привлечении ребенка к общественной жизни класса, не сообщала о днях проведения школьных мероприятий, праздников, экскурсий. За это время у сына утратился контакт с детьми, что тяжело им переживалось психологически, так как общения ребенку очень не хватало.

Состояние сына к концу полугодия улучшилось, головные боли стали появляться реже, он занимался дополнительно по русскому языку. В гимназии за полугодие получил четверки по тем предметам, которые изучал.

Проконсультировавшись с неврологом (15.01.2008), мы пришли к выводу, что после новогодних каникул ребенок может вернуться в класс на условиях свободного посещения, о чем учителю и заместителю директора было сообщено…

Рекомендации родителям учащегося

В данном случае следовало бы написать заявление об отзыве заявления на домашнее обучение и изложить в нем требование принять ребенка в класс на условиях свободного посещения, при этом сделать копию и при подаче заявления получить на своей копии подпись принявшего заявление работника школы, удостоверяющую, что такого-то числа заявление получено (либо отправить его почтой, обязательно заказным письмом с уведомлением о вручении).

Заключение невролога лучше было бы получить в письменной форме (например, в виде справки, рекомендации) и приложить его копию к заявлению.

…И тут началось…

Учитель потребовала принести справку от врача, что ребенок может посещать школу на общих основаниях, т. к. школа не хочет брать на себя ответственность за ребенка, либо в справке прописать слова "свободное посещение".

Завуч по работе с детьми на домашнем обучении к тому времени перешла работать директором в другую школу, и о нашей договоренности с ней никто не знает.

Сначала врач-невролог и заведующая поликлиникой убеждали, что справка об индивидуальном обучении предусматривает и свободные посещения тоже, а справку о посещении "на общих основаниях" они дать не могут ввиду диагноза…

Рекомендации родителям учащегося

В этой ситуации мы порекомендовали бы ссылаться на то, что болезнь не заразная и не предполагает карантина. Справка – это документ, который разрешает ребенку не посещать уроков, но не документ, который "разрешает" ему ходить в школу. Ограничивать права ребенка на основании его состояния здоровья допустимо лишь тогда, когда это прямо предусмотрено федеральными законами. В данном случае ограничение возможности учиться в гимназии по состоянию здоровья могло быть только одним – если бы ребенок не был в состоянии учиться по причине ограниченных возможностей здоровья и должен был бы в соответствии с медицинским заключением переведен в специальное коррекционное заведение. Категории таких детей определяются Правительством РФ. В рассматриваемой ситуации речи о таких повреждениях здоровья, как мы понимаем, не идет.

Согласно ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон) гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья. До тех пор, пока ребенок является учащимся гимназии, он имеет право на посещение занятий в соответствии с расписанием. Домашнее обучение и иное индивидуальное обучение (например, свободное посещение) вводится в интересах ребенка, а не в интересах администрации школы, при этом допускается сочетание форм семейного и несемейного (в учреждении) образования (ст. 10 Закона). Даже если избранное родителями сочетание не соответствует интересам ребенка, оснований не допускать его до занятий у администрации нет: вопрос об интересах ребенка решается в ином порядке и иными органами и лицами.

Согласно ст. 50 Закона, обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам. Обязанности перейти на индивидуальное обучение у обучающихся нет. Именно родители, как законные представители несовершеннолетних, выбирают, реализовать данное право или нет, в какой форме или в каком сочетании разных форм ребенку получать образование (ст. 10 и 52 Закона).

Учитывая, что согласно ст. 50 обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта регламентируется уставом образовательного учреждения, родителям следует запросить копию устава гимназии. Школа обязана ознакомить родителей с уставом, эта обязанность подразумевает предоставление возможности сделать копию документа. При отказе выдать копию устава можно потребовать ее в письменной форме и обжаловать отказ в любые органы, осуществляющие надзор за деятельностью школы.

Если же выяснится, что единственная возможность индивидуального обучения в данной школе – это домашнее обучение в том виде, в котором оно предложено, следует проверить соответствие его требованиям образовательных стандартов (программ) данной ступени общего образования. Если предлагаемый вариант не соответствует им, требовать коррекции программы, если же соответствует – выбирать, продолжать обучение так, как предлагается гимназией, или же на общих основаниях.

От заместителя директора можно было бы получить письмо, в котором она подтверждает, что была такая договоренность. Заместитель директора может рассматриваться как представитель администрации, и договоренность с ней фактически должна рассматриваться как договоренность с гимназией, а точнее, как то, что родители поставили администрацию в известность о том, что они приняли решение о переводе ребенка на домашнее обучение лишь на первое полугодие, а затем решить этот вопрос, исходя из состояния его здоровья.

Кроме того, важно определиться, позволяет ли все же здоровье ребенка обучаться в классе, соответствует ли это интересам сохранения его здоровья. Например, можно провести дополнительную консультацию с врачом (желательно, независимым врачом). Возможно, справку об отсутствии противопоказаний к обучению в классе при условии свободного посещения даст иной врач. Возможно, та же поликлиника выдаст справку в иной, более приемлемой для нее форме, например: справку о том, что ребенку не противопоказано посещение занятий на условиях свободного посещения; письмо с разъяснениями, что выданная ранее справка об индивидуальном обучении подразумевает и такую форму обучения, о чем ранее и заявляли работники поликлиники. Необходимо быть готовыми доказать суду, что для здоровья ребенка будет не вредно возобновление занятий, а для его развития – даже полезно. Суд должен исходить не только из требований закона, но и учитывать интересы ребенка, и, если администрации удастся убедить суд, что увеличение нагрузки приведет к ухудшению здоровья, решения об обязании гимназии допустить ребенка до занятий он может и не принять.

Рекомендации учителю и администрации школы

Можно рекомендовать допуск ребенка к дополнительным занятиям в гимназии при соблюдении ряда условий.

Во-первых, формально оставив режим индивидуального обучения, но изменив его, разрешив ребенку, помимо установленных восьми часов, приходить в класс и для изучения других предметов. В таком варианте ребенок не будет обучаться на "общих основаниях", но получит возможность посещать большее число занятий по индивидуальному плану.

Во-вторых, родители должны принять обязательство забирать ребенка с занятий сразу же в случае возникновения у него проблем со здоровьем. То есть если гимназия идет навстречу в установлении наиболее удобного режима учебы, то и родители должны понимать, что они ответственны за обеспечение этого режима: вовремя привести ребенка в гимназию и, главное, вовремя забрать его с уроков. Если ребенка привели на два урока, учитель не имеет возможности следить за ним в течение третьего и четвертого уроков, не привлекая к занятиям, – у него есть класс, которому надо преподавать. Если, например, ребенку вредны громкие звуки и родители не успели забрать его до урока музыки, учитель не может отменить ради него урок.

Если школа имеет возможность выполнить решение родителей о том, каким образом (в каких формам, в каком режиме) ребенку в соответствии с его особенностями необходимо получать образование, и требуемые формы и режим не противоречат организованному в школе образовательному процессу, следует идти навстречу таким требованиям. Если же администрация сомневается в правильности выбранного родителями режима обучения, например, есть сомнения, что здоровье ребенка ухудшится от такой нагрузки, администрации следует обсудить вопрос с родителями, довести до них свои сомнения. Если мнение родителей не изменится, для защиты в будущем от возможных обвинений следует попросить от родителей заявление с просьбой установить своему ребенку именно такой режим занятий.

…Директор школы, которого я проинформировала об этом, не приняла во внимание никакие доводы и заявила, что этого случая вообще в школе не зафиксировано и то, что все произошло в школе, – вопрос спорный.

При этом сказала, что сама перезвонит заведующей поликлиникой. Через некоторое время я опять пошла в поликлинику к заведующей, которая после разговора с директором вообще отказалась выдавать какую-либо справку, обвиняя меня в том, что я не забочусь о здоровье своего ребенка. Учитывая, что справка готовится заведующей поликлиникой 5–7 дней, мои хождения в поликлинику и школу длились около трех недель. К концу третьей недели учитель в классе заявила Павлику, что, если он не принесет справку на следующий день, в школу пусть не приходит (о нетактичном поведении учителя было высказано мною самому учителю и заместителю директора).

Учитель, который занимался с ребенком индивидуально, тоже утверждает, что ему нужно учиться в классе и быть в коллективе…

Рекомендации родителям учащегося

Мнение данного учителя также можно использовать в качестве доказательства, ссылаться на него в исках и заявлениях, возможно, вызвать учителя свидетелем в суд.

…Сын опять переживает, хочет общаться с ребятами и учиться в классе. Но мы уже сделать ничего не можем. Помогите, пожалуйста, понять, каким образом разрешить эту ситуацию. По рекомендации врача обследование мы продолжаем.

Убедительно прошу вас разъяснить мне, какие виды школьного обучения возможны, какими справками они предусматриваются, в каких официальных документах это прописывается? А также правомерны ли действия администрации школы при составлении программы для ребенка: восемь академических часов в неделю, изучение основных предметов (чтение, математика, русский язык), исключая, со слов заместителя директора, не основные (окружающий мир, риторику, иностранный язык, информатику, физкультуру, музыку, труд). В каких официальных источниках прописано, сколько часов и какие предметы должны преподавать детям на домашнем обучении?

Рекомендации родителям учащегося

Статья 50 Закона РФ "Об образовании" предусматривает возможность обучения по индивидуальному плану, т. е. с иным режимом занятий либо по иному учебному плану в соответствии с уставом учреждения и его локальными актами (в т. ч. приказами директора). Вопрос о правомерности установления конкретного режима занятий без ознакомления с уставом и иными локальными документами гимназии однозначно решить нельзя.

Однако изменение учебного плана в одностороннем порядке (ребенку выделили основные предметы и отказали в возможности изучать другие предметы, которые для него нужны) вряд ли можно признать правомочным.

Что же касается отношений с гимназией, наши рекомендации были бы такими:

1. Обратиться в суд с иском к гимназии, потребовав компенсации:

  • морального вреда, причиненного ребенку и его родителям (следует заявить два требования: от своего имени и от имени ребенка) в связи с нанесением вреда здоровью ребенка. Сумму денежной компенсации можно определить исходя из собственных представлений о глубине доставленных страданий (при этом следует учитывать, что лучше ее завысить, чем занизить, поскольку снизить сумму суд может всегда по своей инициативе, а вот если суд посчитает, что можно было бы взыскать и большую компенсацию, такого решения он принять не вправе без соответствующего требования заявителя);
  • морального вреда, причиненного ребенку: поведением учителя, который не привлекал его к жизни класса, не сообщал об экскурсиях, внеклассных мероприятиях и т. п.; отказом допустить его до уроков, требованием не приходить в гимназию без справки (грубым нарушением педагогической этики);
  • имущественного вреда, причиненного школой родителям ребенка, в связи:

– с необходимостью оплаты всех лекарств, обследований, медицинских услуг, оказанных ребенку в связи с полученной травмой (если есть доказательства, например квитанции, чеки, либо, если такие документы не сохранились, записи в карте о том, что консультация оказывалась за плату, справки медицинского учреждения о цене оказания такой услуги, иные доказательства);

– оплатой труда репетиторов, с которыми занимался ребенок вплоть до допуска его до занятий и в период домашнего обучения, а также всех дополнительных занятий, если они нужны были для того, чтобы не отстать по основной образовательной программе (при наличии доказательств таких расходов);

– недополученным доходом родителей (если один из родителей был вынужден прервать свою работу либо уменьшить количество посвящаемого ей времени и суммы его доходов снизились и если есть возможность доказать, что такое снижение действительно произошло);

– иными расходами, если они были (например, была оплачена поездка куда-либо на отдых, приобретены билеты в театр или цирк, которыми воспользоваться не удалось из-за травмы ребенка).

  • Помимо доказательств произведенных расходов следует приложить все копии медицинских документов, важных для дела.
  • Кроме того, рекомендуется указать в иске следующие требования:
  • обеспечить равное отношение к ребенку независимо от его здоровья, не дискриминировать ребенка (сообщать ему обо всех внеклассных мероприятиях, экскурсиях, праздниках, предоставить возможность участвовать в жизни класса);
  • установить режим обучения, учитывающий состояние здоровья и право ребенка на доступ ко всем видам школьных занятий (конкретизировать в исковом заявлении, какой именно режим).

2. Обратиться в орган управления образованием, потребовав пресечь незаконные действия (бездействие) администрации, провести проверку и привлечь директора гимназии к дисциплинарной ответственности в связи с тем, что в гимназии:

  • не организован должным образом надзор за несовершеннолетними, они предоставлены сами себе, в связи с чем произошел несчастный случай;
  • не предпринимается должных мер при возникновении несчастного случая (не организована комиссия по его расследованию);
  • администрация не реагирует на нарушения со стороны учителей, в частности на поведение учителя, который не привлекал Павлика к жизни класса, не сообщал об экскурсиях, внеклассных мероприятиях и т. п., тем самым причинил ребенку моральные страдания, допустил дискриминацию его по признаку здоровья, не исполнил своих должностных обязанностей; на непедагогичное и неправомерное заявление учителя о том, что без справки Павлик может больше не приходить в школу, и т. п.;
  • администрация нарушает конституционное право ребенка на образование, не допуская его до занятий.

Если орган управления образованием не отреагирует на письменное обращение, направить заявление в вышестоящий орган (либо главе муниципального образования, либо в вышестоящий отраслевой орган управления образованием, в правительство соответствующего субъекта РФ).

3. Обратиться с заявлением в прокуратуру с теми же жалобами и просьбой вынести в адрес гимназии представления:

  • об устранении нарушений при организации надзора за несовершеннолетними;
  • об обеспечении равного отношения к детям независимо от их здоровья, недопущении дискриминации ребенка по причине заболевания;
  • об устранении нарушений прав ребенка на образование, в частности о допуске его до занятий в гимназии на условиях свободного посещения занятий, и о привлечении виновных работников к ответственности.

4. Обратиться в органы здравоохранения с жалобой на действия работников поликлиники, на отказ написать рекомендации о характере учебной нагрузки.

5. Придать данному случаю максимальную огласку, если это не причинит травмы ребенку: обратиться в средства массовой информации, в организации, которые занимаются защитой прав несовершеннолетних; разместить сообщения в Интернете на соответствующих сайтах и т. п., сообщив общественности о том, как ведет себя администрация гимназии и учителя, которые работают там. Часто перспектива публичной огласки оказывает большее воздействие на нарушителей прав детей, чем перспектива привлечения к ответственности в судебном порядке.

Рекомендации учителю и администрации школы

Для администрации гимназии на этой стадии конфликта наша рекомендация была бы одна – удовлетворить требования родителей ребенка и надеяться на то, что они не заинтересованы в конфликте и не захотят обращаться в контрольные и правоохранительные органы, в т. ч. и за компенсацией вреда, сумма которого может оказаться очень большой.

Если вас заинтересовала данная статья,
вы можете оформить подписку на "Справочник классного руководителя" >>

Для того, чтобы получить доступ к дополнительным материалам, вы должны авторизоваться или зарегистрироваться


Если вас заинтересовал конкретный номер журнала "Справочник классного руководителя" из архива, напишите нам на электронную почту KLASS@MCFR.RU. В случае наличия номера на складе, мы поможем вам оформить заказ.

Наши издания