Распечатать страницу

Мониторинг деятельности классного руководителя

Е.А. Тореева,
зам. директора по воспитательной работе лицея № 32, г. Кострома

Классному руководителю в своей практической работе приходится координировать взаимодействие учителей-предметников, родителей и учащихся для того, чтобы образовательная программа была освоена школьниками в том объеме, который соответствует их возможностям. Проконтролировать деятельность классного руководителя по содействию школьникам в усвоении программ общего и дополнительного образования предлагаем по приведенной ниже методике.

В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Даже в классах, где успеваемость высокая, следует стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования. В этом заинтересованы также учителя-предметники и родители.

При разработке методики контроля за деятельностью классного руководителя мы исходили из того, что его работа представляет собой некий управленческий цикл, звеньями которого являются:

  • установка целей и планирование работы с учетом результатов предварительной диагностики ситуации, сложившейся в классе;
  • разработка форм, методов и приемов деятельности;
  • реализация намеченных планов;
  • анализ результатов деятельности;
  • коррекция программы действий с последующим прогнозированием и постановкой новых задач.

Академик Ю.К. Бабанский определяет шесть основных компонентов процесса обучения, на основе которых классный руководитель выстраивает взаимодействие с учащимися, родителями, учителями-предметниками (иногда и с психологической службой образовательного учреждения).

1. Целевой компонент, предполагающий постановку конкретных целей и задач по результатам анализа ситуации в классе. При этом важно, чтобы цели всех трех участников учебно-воспитательного процесса были примерно одинаковыми и чтобы все они желали и могли интегрировать усилия для достижения целей.

2. Стимулирующе-мотивационный компонент. В большей степени он направлен на учащихся (чтобы они учились старательно, самостоятельно, активно). Однако нельзя не отметить, что повышение интереса к знаниям – дело всех учителей. Но особенно велика роль классного руководителя, который может использовать для этого различные формы внеурочной работы и помогать учителям в правильной организации учебной работы с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Успех учебной деятельности во многом зависит от общности целей всех учителей. Интерес к знаниям – важный, но не единственный стимул успешного обучения. Поэтому задача классного руководителя – пробудить в школьниках чувство долга и ответственности за учебный труд.

3. Содержание образования. Необходимость этого компонента в деятельности классного руководителя вызывает у многих сомнение, т. к. определяется спецификой предметов, профилем образовательного учреждения и пр. Но важно, чтобы классный руководитель детально представлял особенности содержания образования, предусмотренные учебным планом, обладал подробными сведениями о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в классе.

4. Операционно-деятельностный компонент. Он предполагает контроль за тем, чтобы дети владели "инструментом учения" на уроке и вне его, а родители и учителя-предметники создавали комфортные условия для обучения, осуществляли научную организацию труда. Родители – это сила, которая может оказать серьезную помощь в учении детей. Выполняя домашнее задание, школьники закрепляют усвоенное в классе, расширяют и приобретают новые знания. Поэтому успеваемость зависит не только от учителей, но и от родителей. Они создают условия для учебной работы детей, обеспечивают их книгами, учебными принадлежностями, помогают организовать домашние занятия.

5. Контрольно-регулировочный компонент. Классный руководитель содействует реализации контролирующей функции учителем-предметником и родителями.

6. Оценочно-результативный компонент. Классный руководитель информирует родителей об оценках и результатах учебы их детей.

С учетом этих компонентов были разработаны критерии и показатели для оценивания деятельности классных руководителей в области содействия освоению программ общего и дополнительного образования. Оценку работы классных руководителей, в соответствии с предлагаемой методикой, проводят поэтапно на основании мониторинга. Мониторинг предполагает три "среза" результатов различных видов деятельности, объединенных в блоки, проводимых в октябре, ноябре и мае (сроки могут варьировать в зависимости от специфики образовательного учреждения).

Первый блок программы мониторинга – теоретический, реализуемый в первую неделя октября, предусматривает проверку планов воспитательной работы с классом. На данном этапе оценивается:

  • информированность классных руководителей об особенностях содержания образования во вверенном классе;
  • определенность задач, проблем и принципов воспитательной работы классных руководителей по обеспечению хорошей успеваемости учащихся.

Нам видятся необходимыми следующие требования к оценке по этим критериям: должны быть перечислены конкретные особенности содержания образования (распределение нагрузки по предметам, роль образовательных областей, сложность содержания по предметам).

В формулировках задач должно предусматриваться:

  • обеспечение учителей-предметников информацией об индивидуальных особенностях учебной деятельности учащихся и класса в целом, организация работы с неуспевающими учениками по предметам;
  • организация контроля за регулярностью выполнения домашних заданий, своевременное информирование родителей об успеваемости детей;
  • стимулирование качества учебной деятельности школьников, отслеживание проблем успеваемости учащихся.

Кроме этого оценивается содержательность текста плана и соответствие формулировок требованиям. Окончательная оценка определяется суммированием оценок по критериям.

Второй блок программы мониторинга – организационно-процессуальный, реализуемый во вторую неделю ноября (время проведения родительских собраний), включает в себя оценку организации работы классного руководителя с учащимися, их родителями и учителями-предметниками, которая осуществляется в форме анкетирования. Нами разработаны анкеты для классных руководителей, учителей и родителей (приложения1–4). Критериями оценки в данном случае являются:

  • координация работы учителей-предметников и родителей;
  • организация дифференцированного обучения (работы с одаренными и отстающими учениками);
  • информированность родителей о задачах, проблемах и результатах учебной деятельности детей;
  • работа с учащимися;
  • степень сотрудничества классного руководителя и учителей-предметников.

И, наконец, мониторинг по третьему, аналитическому, блоку проводится на третьей неделе мая, т. е. в конце учебного года, когда подводятся итоги работы за год, дается характеристика изменений в познавательной сфере учащихся за текущий год.

По нашему мнению, для оказания содействия школьникам в освоении программ общего и дополнительного образования классный руководитель в своей работе должен:

  1. Учитывать особенности содержания образования учащихся вверенного класса и специфику учебной деятельности школьников.
  2. Определять основные задачи своей деятельности по обеспечению хорошей успеваемости учащихся класса.
  3. Детально представлять особенности содержания образовательных программ, предусмотренных учебным планом, обладать полной информацией о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом коллективе.
  4. Разработать и реализовать комплекс мер по координации деятельности учителей-предметников, работающих в классе, и родителей.
  5. Определять общие задачи и проблемы, связанные с академической неуспеваемостью учащихся, для учителей-предметников, работающих в классе.
  6. Организовать дифференциацию обучения.
  7. Воспитывать сознательное отношение школьников к учебе, развивать познавательный интерес к изучаемым предметам, повышать культуру учебного труда.
  8. Разработать и реализовать комплекс мероприятий по формированию у учащихся общеучебных умений, навыков научной организации труда с привлечением родителей и учителей.
  9. Своевременно информировать родителей об успеваемости их детей.
  10. Проводить работу с родителями для обеспечения качественного выполнения домашних заданий.
  11. Таким образом, координируя усилия участников учебно-воспитательного процесса (родителей, учителей и учеников), классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

 

Приложение 1

Анкета для классных руководителей № 1

Уважаемый коллега! Заполните, пожалуйста, предлагаемую анкету. Ваши ответы помогут нам организовать совместную работу классного руководителя, учителей, учащихся и их родителей.

Спасибо за сотрудничество!

 

Фамилия, имя, отчество __________________________________________

Класс _______

Количество учащихся в классе _______

1. Соответствуют ли предложения школы и системы дополнительного образования тем запросам, интересам и потребностям, которые предъявляют учащиеся и их родители?

  • Да.
  • Частично.
  • Нет.

2. Реализуются ли в школе оригинальные образовательные и воспитательные программы?

  • Да.
  • Частично.   
  • Нет.

Перечислите известные Вам программы _____________________________

________________________________________________________________ .

3. В чем особенности содержания образования и воспитания в Вашем классе?         

_________________________________________________________________

4. Осведомлены ли Вы о том, как распределена нагрузка по отдельным предметам?

  • Да.    
  • Частично.    
  • Нет.

В чем особенности учебного плана? ________________________________ .

5. Какие образовательные области Вы считаете основными?

  • Естественнонаучные дисциплины.
  • Физико-математические дисциплины.
  • Предметы гуманитарного цикла.
  • Индустриально-техническое направление.
  • Другое ____________________________________________________ .

6. Какие учебные компетенции следует формировать у учащихся на определенном возрастном этапе?

  • Развитие памяти, внимания.
  • Развитие логического мышления.
  • Развитие творческих способностей.
  • Другое_____________________________________________________ .

7. Какие академические проблемы (проблемы освоения образовательной программы) существуют, исходя из возраста и конкретного контингента учащихся в Вашем классе?

  • Неуспеваемость.
  • Низкий уровень усвоения знаний.
  • Трудности освоения программы по отдельным предметам.
  • Неравномерность распределения учебной нагрузки.
  • Отсутствие личностно-ориентированного подхода в обучении.
  • Другое_____________________________________________________ .

8. Какие группы учащихся можно выделить по успешности освоения образовательной программы?

  • С низким уровенем освоения.
  • Со средним уровенем освоения.
  • С высоким уровенем освоения.

В чем проблемы обучения в каждой из названных групп, каков их состав?___

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

9. Какие меры принимаются по устранению подобной дифференциации?_____

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

10. Часто ли Вы консультируетесь с учителями, работающими в Вашем классе, по вопросам успеваемости учащихся?

  • Не консультируюсь вообще.
  • Редко, при острой необходимости.
  • Только перед родительским собранием.
  • Достаточно часто.
  • Постоянно, согласно плану совместной работы.

11. Какие формы совместной работы классного руководителя, родителей и учителей-предметников практикуются в Вашем классе?

  • Посещение отдельных уроков, наблюдение за слабоуспевающими учащимися на уроке, поведением детей.
  • Индивидуальные консультации с учителями.
  • Встречи-беседы учителей-предметников с родителями.
  • Приглашение отдельных учителей на родительские собрания.
  • Педагогический консилиум.
  • Другие формы работ _______________________________________________ .

12. Как осуществляется планирование совместной деятельности учителей-предметников и родителей по организации образовательного процесса в классе?

  • Нет конкретного плана совместной работы.
  • Планирование осуществляется эпизодически.
  • Планирование регулярное.
  • Ваш вариант ответа ________________________________________________ .

13. Есть ли в Вашем классе одаренные дети? ____________________________

14. Какие формы изучения особенностей учебной деятельности класса в целом и возможностей каждого ученика в частности Вы применяете? Учитываете ли Вы возраст учащихся при выборе ресурсов дополнительного образования?______________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

15. Как осуществляется консультативная помощь школьникам при выборе ими кружков, факультативов, секций, клубов и т. д. внутри и вне школы? Какие ресурсы к этому привлечены?

_________________________________________________________________

16. Как Вы отслеживаете работу с неуспевающими учащимися?__________

_________________________________________________________________

17. Как осуществляется представление результатов, достижений, способностей учащихся родителям, педагогам, сверстникам? Какая система поощрений существует в Вашем классе?_________

_________________________________________________________________

 

Приложение 2

Анкета для классных руководителей № 2

Уважаемый коллега! Заполните, пожалуйста, предлагаемую анкету. Ваши ответы помогут нам организовать совместную работу классного руководителя, учителей, учащихся и их родителей.

Спасибо за сотрудничество!

 

1. Какие особенности содержания образования учащихся вверенного Вам класса Вы учитываете в своей работе? Перечислите:______________________________________________________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________ .

2. Назовите основные задачи Вашей работы в обеспечении хорошей успеваемости учащихся?        

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

3. Какие общие задачи Вы формулируете для учителей-предметников, преподающих во вверенном Вам классе?_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

4. Как организуется дифференциация обучения в классе? ________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

5. Какие формы работы Вы используете для воспитания сознательного отношения школьников к учебе, развития познавательного интереса к изучаемым предметам, повышения культуры учебного труда?         

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Приложение 3

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, предлагаемую анкету. Ваши ответы помогут нам организовать совместную работу классного руководителя, учителей, учащихся и вас – родителей.

Спасибо за сотрудничество!

 

1. Насколько оперативно вы информированы классным руководителем об успехах или проблемах вашего ребенка?__________________________________________________________

_________________________________________________________________

2. Как классный руководитель помогает вам решать проблемы ребенка в учебе?     

_________________________________________________________________

3. Насколько вы информированы об особенностях образовательной программы?      

_________________________________________________________________

4. Получаете ли вы информацию от классного руководителя о достижениях класса в целом и отдельных учащихся?________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

Приложение 4

Анкета для учителей-предметников

Уважаемый коллега! Заполните, пожалуйста, предлагаемую анкету. Ваши ответы помогут нам организовать совместную работу классного руководителя, учителей, учащихся и их родителей.

Спасибо за сотрудничество!

 

1. Имеете ли Вы представление об актуальных задачах развития учащихся на уроках?        

_________________________________________________________________

2. Осведомлены ли Вы о проблемах класса в сфере обучения?____________

_________________________________________________________________

3. Насколько классный руководитель помогает обеспечить высокое качество знаний у учащихся?  

_________________________________________________________________


Если вас заинтересовала данная статья,
вы можете оформить подписку на "Справочник классного руководителя" >>

Для того, чтобы получить доступ к дополнительным материалам, вы должны авторизоваться или зарегистрироваться


Если вас заинтересовал конкретный номер журнала "Справочник классного руководителя" из архива, напишите нам на электронную почту KLASS@MCFR.RU. В случае наличия номера на складе, мы поможем вам оформить заказ.

Наши издания