Распечатать страницу

Опыт работы с учащимися "группы риска"

Ни для кого не секрет, что за последние 10–15 лет количество семей с детьми, оказавшимися в опасной социальной ситуации, по всей России увеличилось и, к сожалению, продолжает расти. Для каждого классного руководителя такой ребенок в классе – катастрофа. Что же делать с этой неблагополучной "армией" молодых людей? Сложный во всех отношениях вопрос. И все же находятся люди, кому судьба таких детей не безразлична. Они берутся их учить и воспитывать, как это делает в Москве педагогический коллектив Политехнического колледжа № 8 им. дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова. О том, какие подростки приходят в колледж и как с ними там работают и обучают, мы попросили рассказать представителей Хорошевского отделения колледжа.

Расскажите немного о колледже.

Н.Н. Ткаченко, директор: Наше учебное заведение начало свою деятельность еще в 1920 г., когда при Московском авиационном заводе образовалась профшкола. Сначала там обучали только по рабочим специальностям: слесарей механосборочных работ, станочников широкого профиля. Когда в 90-е гг. от этих специальностей стали отказываться, мы во что бы то ни стало решили их сохранить и правильно сделали. Сейчас таких специалистов катастрофически не хватает не только в Москве, но и по всей России. Наши ребята никогда не останутся без работы и без денег. Кстати, в Москве наш колледж – один из немногих, кто проводит набор по специальности станочник – это токарное, фрезерное дело. И делаем мы это с учетом требований наступившего века инновационных технологий, т. е. ребята обучаются на станках с числовым программным управлением. А наш генеральный директор планирует отправлять обучающихся по этой профессии на стажировку в Германию. Но, все же, самым главным делом всего педагогического коллектива считаю работу с детьми из "группы риска". С этой категорией подростков мы работаем с 1995 г. Большинство из них состоит на учете в детской комнате милиции, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Понятно, что все эти дети из неблагополучных, а порой и асоциальных семей. Они не нужны ни школе, ни родителям, ни обществу, одним словом – изгои. Но у нас они находят себя, начинают учиться, сначала, конечно, еле-еле, а потом нагоняют. В колледж они приходят после 7, 8-го класса, заканчивают здесь 9 классов, получают свой первый аттестат и учатся дальше – получают профессию, а многие и в институт потом поступают. Кроме того, мы обеспечиваем ребят бесплатным питанием и стипендией, если "заработал" не больше пяти троек. У нас на бесплатной основе работают кружки, секции, есть театральная студия "Артпрофи". Ребята – лауреаты многих городских конкурсов.

Как вам удается работать и обучать детей, от которых все отказались?

Т.В. Аллахвердян, заместитель директора по общеобразовательным программам: Все строится на личных отношениях. Дети ведь не плохие, они просто запущенные. И приходят они к нам не от хорошей жизни, а от того, что отовсюду выгнали и идти некуда. Достоевский точно сказал: "Страшно, когда идти некуда". А наш коллектив педагогов создал такую атмосферу, что дети сюда не только приходят, порой и прибегают, потому что им здесь комфортно, ведь их встречают с любовью, и они отвечают нам своими открытыми сердцами, горящими глазами, желанием учиться, как вам и не покажется это парадоксальным. У нас есть ребята, которые приходят на занятия даже раньше педагогов. На первом же родительском собрании мы из года в год говорим одно и тоже: "Ребенку необходима любовь, уважение, понимание". Помню случай: прикрепляю к двери расписание уроков, прошу мальчика, который пришел к нам после 7-го класса: "Зайчик, помоги мне". А он вдруг заплакал! Я его спрашиваю: "Что случилось, я тебя чем-то обидела?" А он отвечает: "Меня никто никогда не называл зайчиком". Он впервые услышал ласковое слово! "Хорошо, – отвечаю, – я буду почаще называть тебя ласково, но и ты меня не подводи, не огорчай". Знаете, как он начал стараться, учиться, помогать во всем. Или еще пример. Пришел к нам мальчишка с этакой шпанистой бравадой: "Мне на всех наплевать, мой папа трижды сидел, мама – дважды, а брат придет, всех вас перережет и т. д." Главным для него было одно – придти в колледж и рассказать, где, с кем и сколько он вчера выпил. А ему всего 13 лет, в 8-м классе учился. И, тем не менее, постепенно, всем коллективом мы его "привели в чувство". Он закончил 9 классов, перешел на профессию станочника, стал заниматься в театральной студии при колледже "Артпрофи", и у него открылись великолепные актерские данные. Сейчас его не узнать: красивый, подтянутый, вежливый, самая яркая звезда в нашем театральном коллективе. И таких историй немало.

Но ведь помимо ласки нужна еще и ежедневная кропотливая работа. В школе ответственность за детей лежит на классном руководителе, в вашем колледже – на мастере производственного обучения. В чем основные трудности?

Н.В. Шубина, мастер производственного обучения: Сначала это опоздания, прогулы, настороженность по отношению ко мне, к учителям. У каждого классного руководителя, мастера своя методика. Я обязательно звоню домой, выясняю причину отсутствия, пытаюсь разговаривать с родителями, налаживать с ними контакт, а это, поверьте, порой очень сложно. Некоторые и не знают, что их ребенок вообще где-то учится. Приходится и стыдить, и убеждать как ребят, так и их родителей. Опоздавших на урок назначаю дежурить, убирать класс, колледж, помогать на кухне; есть и другие "хитрости", но все без ругани, без оскорблений. Это мое правило, ведь я на себе испытала все "прелести" подобной воспитательной работы. Когда я сама училась в ПТУ, у нас была мастер, которая считала, что ругань, понукание, оскорбления, крик – самая надежная метода. Еще тогда я решила, обязательно пойду в мастера, но в корне изменю метод подхода к детям. Для меня важно не орать, а помогать, разбираться с каждой ситуацией, с каждым конкретным случаем. Недавно мы провели классный час на тему "Как расстаться с тем, в кого еще вчера был так влюблен?". Ведь в 15, 16, 17 лет такие чувства – огромное эмоциональное событие в жизни, и так страшно разочароваться. В моей группе случилась такая драма: молодой человек сам не мог пережить горе, вот мы и решили все вместе ему помочь. Как себя вести в данной ситуации, как справиться с болью? Ребята сами придумывали различные ситуации, разыгрывали сценки и т. д. И знаете, помогло. В первую очередь, парень понял, что он не остался один на один со своей проблемой, что ему все готовы помочь, поддержать. А ведь это очень важно, знать, что ты не один, что ты всегда можешь посоветоваться, и никто не будет над тобой смеяться… Еще одна важная проблема, которая меня очень беспокоит, – почти все поголовно курят. И опять таки, не жалея сил и времени, пытаюсь проводить с ними беседы. Например, объясняю: почему мужчина дает своему ребенку свое отчество и фамилию? Потому что это – продолжение его рода, его самого в детях. И вот какой вы сегодня "Илья Муромец", такого же "Илью Муромца" и родите. Знаете, задумываются. Дальше: объясняю, почему на Западе запрещено курить и употреблять спиртные напитки до 21 года. Потому, что только к этому возрасту организм укрепляется, становится более устойчивым и способен бороться с подобной заразой. Это не я придумала, это данные медицинских исследований. Немаловажный момент в поведении сегодняшних подростков – элемент агрессии. У кого-то она проявляется в большей степени, у кого-то – в меньшей. И опять – классные часы, беседы с учениками. Мы много с ребятами говорим о жизни, о будущем. Пытаюсь им внушить, что жизнь – это дорога, по которой сначала, в первой ее половине, вы идете и раскидываете бумеранги добра и зла, и сколько вы их запустили, столько же к вам и вернется. И лучше не ходить "вправо" и "влево" – беды не оберешься, вернее всегда идти прямым путем.

В колледже, в частности в Вашей группе, учатся дети разных национальностей. Все мы знаем, как сейчас тревожно в молодежной среде, как обострились межнациональные конфликты. Есть ли у вас подобные проблемы?

Н.В. Шубина: Без ложной скромности скажу, что в моей группе нет таких проблем. Ребята дружны между собой: никаких оскорблений, драк и т. п. Отношения самые дружеские, сердечные, даже душевные. Но опять-таки, они ведь другими к нам пришли, а мы с самых первых уроков учим их толерантности, уважительному отношению друг к другу. Порой "семь потов сходит", но, когда достигается нужный результат, про все забываешь. Хотя скрывать не стану, конфликты подобного рода в колледже случаются, но они как-то очень быстро гаснут, особенно после разговора в кабинете директора. Как он добивается мира с рекордно минимальной скоростью – для нас до сих пор загадка. Вообще, в лице нашего директора я и мои коллеги нашли единомышленника. Ведь каждый абитуриент колледжа сначала проходит собеседование у Н.Н. Ткаченко. Знаете, он так плавно разговаривает, задает, казалось бы, простые вопросы: как учился? помогаешь ли маме? за какую команду болеешь? есть ли дома компьютер? Ребенок расслабляется, и тут – главный вопрос – почему уходишь из своей школы? Вопрос неожиданный, и дети не успевают придумать какую-нибудь "сказку", отвечают прямо: "Учителя плохие". А дальше диалог продолжается примерно так:

– А почему ты решил, что у нас учителя хорошие?

– Мне друзья рассказали про ваш колледж, поэтому хочу к вам.

– А что рассказали? и т. д.

Получается своеобразный мониторинг. Для нас ведь очень важно знать, как сделать жизнь и учебу своих детей наиболее комфортными. И эти разговоры "по душам" очень помогают создавать положительный микроклимат и для детей, и для педагогов.

Получается, что тон задает руководитель?

Т.В. Аллахвердян: Я считаю, что от руководителя зависит если не все, то очень многое. Именно поэтому все мы здесь – единомышленники, другие здесь не задерживаются. Не только ребята приходят в колледж с удовольствием, но и учителя. Понятно, что не все у нас гладко, бывают очень серьезные проблемы. Наш директор, если вызывает к себе в кабинет, идешь без всякого внутреннего трепета: он никогда не будет орать, топать ногами, а всегда спокойно поговорит, выяснит причину, успокоит, и потом мы вместе решаем проблему. А если и выговорит, то так, что становится очень стыдно и хочется все исправить как можно быстрее. Наверное, поэтому у нас нет кадровой проблемы.


И в завершение разговора: помогаете ли своим выпускникам трудоустраиваться?

Н.Н. Ткаченко: Безусловно. Ни один выпускник не останется без работы. Это мы гарантируем.

Подготовила О. Романова

Для того, чтобы получить доступ к дополнительным материалам, вы должны авторизоваться или зарегистрироваться


Если вас заинтересовал конкретный номер журнала "Справочник классного руководителя" из архива, напишите нам на электронную почту KLASS@MCFR.RU. В случае наличия номера на складе, мы поможем вам оформить заказ.

Наши издания