Распечатать страницу

Сайт школы – не роскошь, а средство продвижения

А.А. Маткин,
заместитель директора по реализации проектов Исследовательского центра развития системы образования, г. Пермь

Логика развития информационного общества неумолимо диктует свои правила: у любой организации или учреждения, которые стремятся иметь современный имидж и стать успешными в своей сфере, должен быть свой сайт, другими словами – представительство в сети Интернет.

На первый взгляд, предназначение сайта – информировать клиентов о работе учреждения. Однако сайт может служить не только средством информирования, он может стать эффективным инструментом решения производственных задач. Например, коммерческие компании используют сайты для автоматизации сбора заявок, организации удаленного консультирования клиентов, проведения опросов пользователей, рекламы услуг, организации продаж и т. п. Все зависит от того, какие задачи ставят перед сайтом руководители предприятия и какое место они отводят интернет-технологиям в стратегии развития своей организации.

Сайт образовательного учреждения может стать мощным информационным интерактивным ресурсом, выполняющим образовательную, коммуникационную и организационную функции, ресурсом, который выводит школу на новый уровень развития. Современные интернет-технологии позволяют размещать на сайте:

  • электронные версии ученических дневников, классных журналов и школьного расписания;
  • электронную библиотеку и виртуальный методический кабинет;
  • дистанционные учебные курсы и видеолекции;
  • школьные газеты и телепередачи;
  • новостную ленту;
  • форумы, чаты и блоги.

Это далеко не полный перечень "кирпичиков", из которых может быть построен школьный сайт. Комбинация этих блоков может быть разнообразной. Приоритеты должно определить само образовательное учреждение.

Общение учителей с учащимися и их родителями, проведение виртуальных педагогических и методических советов и дистанционных родительских собраний, представление опыта педагогов, работающих в школе, общение учеников друг с другом и бывших выпускников со своими одноклассниками, контакты администрации школы с органами управления образованием и зарубежными партнерами, реклама дополнительных образовательных услуг, осуществляемых школой, привлечение финансовых средств от спонсоров, создание виртуальной истории школы – все эти задачи можно решать с помощью грамотно созданного сайта, функционирование которого обеспечено информационно, организационно, технически и финансово.

Образовательное учреждение может перенести в сеть Интернет многие (если не все) информационные процессы и типы коммуникаций между участниками образовательного процесса.

Но прежде стоит ответить на несколько простых вопросов:

  • Какие из этих типов коммуникаций и в каких случаях действительно эффективнее осуществлять дистанционно?
  • В каком объеме эти коммуникации должны переноситься в виртуальную среду?
  • Какие информационные сервисы должны быть платными?
  • Какие типы информационных коммуникаций должны стать обязательными и регулярными для учителей, учащихся и родителей, а какие – должны остаться добровольными?

Для учителя хорошо организованный и информационно насыщенный школьный сайт может стать существенным подспорьем в подготовке уроков. В постоянно пополняемую методическую копилку могут входить учебные планы, образовательные программы, тематические планирования, конспекты уроков и материалы к ним. По всем учебным предметам могут быть созданы коллекции ссылок на внешние ресурсы сети Интернет, полезные как во время занятий, так и в самостоятельной работе школьников. Учителю не придется тратить время урока на диктовку домашних заданий и рекомендаций к ним, все это можно опубликовать на сайте школы. Сайт будет полезен и тем родителям, которые только собираются отдать детей в школу. Им могут быть предложены задания для дошкольников, формы школьных заявлений и договоров, а также другая полезная информация.

Тенденция переноса в сеть Интернет процесса общения между педагогами и родителями учеников наблюдается во многих странах мира. В 2006 г. в одном из штатов Малайзии отказались от традиционных школьных дневников. На смену им пришла более совершенная форма учета успеваемости и поведения учащихся. Использовавшаяся десятилетиями система ведения ученических дневников как средств коммуникации между учителями и родителями школьников морально устарела и практически полностью изжила себя. Случаи, когда дети подделывают подписи старших под замечаниями преподавателей, стали обыденной реальностью. Для усовершенствования способа доведения информации до родителей об успехах и поведении их детей правительство штата ввело абсолютно новую систему. Данные об отметках учеников, замечания по поведению и другие важные сведения начали размещать в режиме реального времени на школьных интернет-сайтах в рамках программы "Электронный учитель" (E-Guru). Родители получили возможность круглосуточного доступа на эти сайты через пароль. Подобные проекты были реализованы в США, России, Франции, Украине и других странах.

В Пермском крае идея создания электронных дневников и журналов получила дальнейшее развитие. В настоящее время Министерство образования Пермского края реализует экспериментальный проект по созданию информационной системы электронных дневников и журналов для всех школ региона, доступной с единого сайта. Подробнее об этом проекте можно узнать на сайте http://www.web2perm.ru/home

В последние годы многие российские педагоги высказывали опасение, что большинство школьных сайтов страдают от того, что их заказчиками и исполнителями являются взрослые (администрация школы и программисты). Как следствие – происходит процесс отчуждения учащихся от сайтов их школ. Так, Елена Рачкова в 2004 г. на сайте www.eurekanet.ru в своей статье писала: "…А дети – если они вообще когда-либо допускаются к активному пользованию сайтом (а уже тем более к управлению) – вынуждены встраиваться в уже существующую структуру сайта, изначально не рассчитанную на их участие". Автор предлагала формировать ситуацию, "при которой дети сами конструируют сайт, отражая при его создании собственные индивидуальные запросы. И до тех пор, пока учащиеся сами не увидят необходимость в систематизации сайта, взрослое вмешательство нежелательно…".

Сегодня обсуждать вопрос о том, стоит ли допускать детей к созданию и управлению образовательным сайтом или нет, бессмысленно. Ответ на него дала технологическая революция в сети Интернет, получившая название WEB 2.0. Именно эта революция породила в Интернете новое поколение сайтов: социальные сети, блоги, видеосервисы, коллекции фотографий и интернет-ссылок. Теперь очевидно, что участвовать в конструировании и наполнении сайта должны и программисты, и рядовые пользователи. Современные системы управления сайтами CMS (content management system), основанные на новых технологических решениях, позволяют непрофессиональным пользователям активно участвовать в его конструировании и наполнении. Программист обеспечивает техническое функционирование сайта, пользователи создают свои персональные страницы и совместно генерируют контент, модераторы его "фильтруют". Содержание (образовательное или развлекательное) таких личных страниц на сайте школы должно определяться его концепцией.

Приступая к созданию школьного сайта, определитесь с выбором современной системы управления сайтом CMS, отвечающей требованиям идеологии WEB 2.0. В настоящее время подобные системы существуют как в платном, так и в бесплатном вариантах. Например:

http://danneo.com

http://eeclub.ru/

http://www.drupal.ru/

http://ru-mambo.ru/

Впрочем, даже при использовании бесплатной CMS, услуги профессионального программиста также понадобятся и для ее настройки, и для адаптации под нужды школы. При наличии достаточных финансовых средств создание сайта можно полностью передать команде профессиональных разработчиков из коммерческой компании.

Если же школа предпочтет самостоятельную разработку сайта, целесообразно создать коллектив из учителей и учеников и распределить в нем обязанности. Количество участников такой команды может быть различным. Возможно выполнение некоторых функций одним человеком. Примерный перечень должностей в команде может выглядеть так:

  • руководитель – планирует и организует работу над сайтом, распределяет обязанности, контролирует их исполнение;
  • контент-менеджер – создает и перерабатывает информационные материалы для сайта, редактирует "чужие" материалы перед публикацией;
  • web-дизайнер – разрабатывает стиль и графическое оформление сайта;
  • web-мастер – осуществляет создание web-страниц;
  • web-программист – создает программные модули;
  • web-администратор – поддерживает работоспособность web-cервера.

Клименков А. и Горюнова М. в своей статье "Этапы создания школьного сайта", опубликованной на сайте http://www.loiro.ru/tutor/06/01/12.html, предлагают следующий алгоритм создания школьного сайта:

  • Познакомьтесь с существующими сайтами схожей тематики.
  1. Определите цель создаваемого сайта.
  2. Осуществите отбор и подготовку материалов для публикации на сайте.
  3. Разработайте проект структуры и схему навигации сайта.
  4. Осуществите программирование web-страниц с необходимой доработкой текста и графики.
  5. Тестируйте сайт.
  6. Опубликуйте сайт в сети Интернет.
  7. Осуществите "раскрутку", рекламу сайта.
  8. Обеспечьте поддержку функционирования сайта.

Обычно, создав сайт, его владельцы начинают "борьбу" за его известность и популярность. Популярность сайта находит свое выражение в нескольких показателях:

  • индекс цитируемости;
  • количество посещений за различные временные интервалы;
  • позиции в интернет-рейтингах (например: http://top.mail.ru или http://www.liveinternet.ru).

По мнению профессиональных разработчиков сайтов, существует несколько показателей, влияющих на популярность сайта.

Полезность. На сайте должны быть представлены материалы полезные и интересные для большой аудитории пользователей. Любой хороший сайт должен периодически пополняться новой информацией. Регулярность обновления сайта напрямую влияет на частоту его посещений пользователями сети Интернет.

Доступность. Сайт должен быть доступен для пользователей 24 ч в сутки 7 дней в неделю. Загрузка сайта не должна вызывать проблем у пользователей сети.

Оформление и удобство использования. Сайт должен быть оформлен красиво и интуитивно понятен пользователям.

Увеличить посещаемость школьного сайта можно различными средствами. Для того чтобы сайт стал посещаемым, пользователи Интернета сначала должны узнать о нем. Необходимо произвести регистрацию сайта во всех поисковых машинах: http://yandex.ru, http://www.google.ru, http://www.rambler.ru и т. п., а также каталогах образовательных интернет-ресурсов и рейтингах. Используя баннерную рекламу, размещая ссылки на других сайтах в пределах города, края, страны, мира, публикуя объявление в школе, местных СМИ, распространяя календари, майки, наклейки с символикой сайта, можно заметно повысить его популярность. Подробнее о "раскрутке" сайта в сети Интернет узнаете на сайте http://www.raskrutka.com.

В рамках проекта "Информатизация системы образования", в котором с 2005 г. участвовало 7 "пилотных" регионов России, в образовательных учреждениях распространялись методические материалы. Среди них – рекомендации для создателей школьных сайтов. В приложении к статье приведен фрагмент таких рекомендаций.

Предлагаем список литературы, которая поможет в создании сайта школы.

Примеры удачных школьных сайтов:

Приложение

Рекомендации по содержанию школьного сайта

1. Официальная информация о школе.

1.1. Общие сведения.

  • Адрес школы.
  • Краткая информация о направлениях деятельности.
  • Информация о школьной администрации и педагогическом коллективе.
  • Контактная информация для связи со школой.

1.2. Информация для поступающих в школу.

  • Правила приема, список необходимых документов.
  • Подготовительные курсы, Дни открытых дверей.
  • Обучающие материалы для поступающих в школу.

1.3. История школы, традиции, достижения, отзывы прессы.

Можно представить в форме краткой справочной информации, желательно не забыть перечислить наиболее известных людей, вышедших из стен школы. Если история школы очень богата событиями и имеет интересный архив, то на сайте можно создать самостоятельный раздел, посвященный этому.

1.4. Сотрудничество с вузами.

Раздел может быть важен для привлечения не только родителей, но и вузов, которые нуждаются в рекламе. Возможно представление обновляемой информации вузов о мероприятиях для абитуриентов: списки абитуриентов, расписание вступительных экзаменов, сведения о тестировании, учебные материалы для подготовки к экзаменам.

1.5. Родительский и попечительский советы.

Если данные структуры принимают активное участие в жизни школы, то имеет смысл предоставить им отдельную страницу.

1.6. Партнеры и спонсоры.

Можно разместить реквизиты спонсоров и партнеров или текстовые гиперссылки. Выраженная таким образом благодарность принесет обоюдную пользу.

2. Новости, объявления.

Необходимо обновлять этот раздел регулярно! Ничто так не внушает доверия к сайту школы, как наличие свежих новостей: сразу видно, что сайт "живет" и что ему можно доверять.

3. Учебная деятельность.

Этот раздел может содержать:

  • направления обучения (профили школы);
  • программы для разных классов;
  • учебный план;
  • расписание уроков;
  • список и расписание экзаменов, а также много других полезных сведений.

Однако прежде чем планировать этот раздел, стоит удостовериться в том, что впоследствии его обновлением будут заниматься.

При наличии большого объема информации она может быть поделена между несколькими разделами сайта.

4. Внеурочная и досуговая деятельность.

4.1. Участие школы в проектах.

В наше время участие в проектах – это символ престижа школы. Проекты могут быть различных видов и форм:

  • партнерские проекты между двумя или несколькими школами. Переписка классов из партнерских школ, совместная работа над какой-то темой, поездки друг к другу на стажировки или на отдых – все это стоит отразить на сайте;
  • интернет-проекты, российские или международные конкурсы и олимпиады для школьников. Кроме общего описания проекта стоит поместить: информацию о ходе проекта, работы участников, фотографии, объявления и последние новости;
  • внутришкольные проекты. Представление информации о проекте позволяет максимально расширить аудиторию, привлечь на сайт посетителей и представить творчество учащихся в Интернете.

4.2. Дополнительные занятия, кружки, секции.

Клуб или студия при школе, медиатека, кружки и факультативы – все это может быть представлено на странице.

4.3. Школьный музей.

Этот раздел сайта не обязательно должен отражать содержание реального музея. Такой музей может существовать только в Интернете – виртуально. Здесь же можно рассказать о различных видах исследовательской работы по изучению своего окружения – интересных людей и мест.

4.4. Мероприятия.

Интересные события в жизни школы: турпоходы, школьные праздники и многое другое. Главным условием является регулярное обновление информации.

5. Педагогическая мастерская.

Сюда можно отнести:

  • методические разработки учителей;
  • учебные материалы по школьной программе;
  • тематические обзоры образовательных ресурсов.

6. Творчество учеников.

Рубрики данного раздела:

  • Научно-исследовательские и реферативные работы.
  • Творческие работы.
  • Школа глазами учеников.

7. Неофициальная информация о школе.

"Неофициальная", в нашем понимании, – это такая информация, за которую администрация школы не несет ответственности. При обеспечении с помощью ссылок возможности просмотреть личные странички учеников или выпускников, а, возможно, и сайт какого-либо класса и другую информацию, которая не является подконтрольной официального сайта, необходимо прописать, что вы переходите на "неподведомственную" территорию.

7.1. Личные странички учеников.

Создаются самими школьниками, поэтому детей нужно приучить к ответственности за свои тексты, размещаемые в Интернете.

7.2. Фотоальбом.

Создавая фотоальбом, нужно иметь в виду, что он, возможно, будет быстро пополняться, поэтому лучше сразу предусмотреть многоступенчатую структуру: список тем в виде набора гиперссылок.

7.3. Информация о выпускниках.

В полном виде страница может содержать:

  • базу выпускников за разные годы (с возможностью поиска по различным критериям);
  • место общения бывших одноклассников;
  • галерею интересных личностей, "выпестованных" школой;
  • страницу регистрации для выпускников.

Для того, чтобы получить доступ к дополнительным материалам, вы должны авторизоваться или зарегистрироваться


Если вас заинтересовал конкретный номер журнала "Справочник классного руководителя" из архива, напишите нам на электронную почту KLASS@MCFR.RU. В случае наличия номера на складе, мы поможем вам оформить заказ.

Наши издания